Дагестан

Путешествие по Дагестану на машине: фотоотчет и отзыв

Виды, от которых захватывает дух, пятизвездочный коньяк, горячие источники, особняк в горах, кавказское серебро и Каспийское море — наш автор Татьяна личным примером доказывает, что отдых в России не заканчивается на Краснодарском крае. И есть много поводов, чтобы поехать в Дагестан.

Группа из девяти туристов в конце мая — начале июня совершила путешествие по Кавказу, проехав по маршруту Дагестан — Азербайджан — Грузия — Армения — и снова Грузия. Они провели в пути 17 дней и получили максимум приятных эмоций. Этот рассказ о республике Дагестан.

Познания в области отдыха среди большинства россиян заканчиваются на курортах Сочи. Кое-кто знает о Крыме, кто-то пробовал Байкал. Но мало кто знает о республике Дагестан. Часть нашей группы в 2017 году решила изучить этот неизведанный край и пришла в полный восторг. Так, на следующий год группа увеличилась в три раза и возникла идея Большого путешествия по Кавказу.

Республика Дагестан входит в состав Северо-Кавказского Федерального округа. Имеет два крупных города: Махачкала (столица) и Дербент. Население 3 миллиона человек, официальными языками считаются русский и языки всех народов, которые населяют республику. А их много: лезгины, авары, ногайцы, даргинцы и другие. Этот край мало изведан туристами. Но там действительно есть на что посмотреть: горы Гуниба, горячие источники Избербаша, Каспийское море и сами приветливые дагестанцы — вы точно хотите все это снова пропустить, отправляясь на курорт в Сочи?

«Лучше гор могут быть только горы»

В Дагестане мы провели почти трое суток — сутки на каждый населенный пункт. Передали привет морю, потому что, хоть Дагестан и самая южная точка страны, в конце мая купаться еще холодно. Вместо моря мы поплавали на горячих источниках. Потом закупились коньяком в Избербаше и распили его в Гунибе посреди гор, желания нашептали на бутылочку… Да там ее и оставили, надеясь, что горный дух будет щедр к нашим мечтам. Обо всем по порядку.

Как подготовиться?

Два месяца мы готовились к поездке и ничего не забыли. Путешествие от Дагестана до Армении прошло гладко: без серьезных автомобильных поломок, забытых кроссовок и других неприятных ситуаций, а все потому, что мы постарались заранее позаботиться обо всем, что произойдет и понадобится в поездке. Итак, чему мы советуем уделить внимание.

План поездки

1. Бюджет. Мы скинулись по 20 000 рублей, получилось 180 000 на 9 человек. Эту сумму мы разделили на четыре, так как посетили 4 страны. В итоге, бюджет одной страны- 45 000 рублей.
  2. Маршрут. Мы составили маршрут, изучив на разных интернет-ресурсах, какие дороги хуже, какие лучше, куда ехать сначала, куда потом. В итоге приоритеты были расставлены следующим образом: Дагестан — Азербайджан — Грузия (Тбилиси) — Армения — Грузия (Черное море). В том числе, мы постарались заранее прикинуть, сколько денег уйдет на бензин.
  3. Ночлег. Мы забронировали на специальных сайтах себе жилье — это очень удобно, ведь заранее знаешь цену, и не тратишь в чужой стране драгоценное время отпуска на поиски прибежища.
  4. Еда. Мы запаслись едой на время дороги и делали зеленые стоянки с перекусами по пути в Дагестан, а в странах мы раз в день ели в ресторанах и два раза готовили самостоятельно.
  5. Достопримечательности. Мы изучили отзывы других путешественников, чтобы понять, каким достопримечательностям мы хотим уделить свое внимание, а каким нет. Решили заранее, кто из нашей компании за какую страну отвечает. То есть мы не заказывали гидов, мы читали о местах, а потом рассказывали друг другу кто что запомнил.
Когда ты едешь в битком набитой машине, а мечтаешь ехать вот так

Обратите внимание: Дагестан — мусульманская республика, но там совершенно нейтрально относятся к людям другой веры. Разве что во время Рамадана вы не найдете спиртного ни в магазинах, ни в кафе.

Мы остановились на перекус в Дербенте. Час был поздний, нам хотелось поесть и расслабиться. К нашему удивлению, нам не продали даже пива, вежливо объяснив, что во время Рамадана у них строгое табу на продажу алкогольных напитков. Что ж табу, так табу — пили сок. Хорошо, что на Избербашском коньячном заводе нет строгих правил.

Полезные приложения

В интернете много полезных приложений для туристов. Мы нашли любимые для себя.

1. Ежедневник. Просто, удобно, всегда под рукой — мысли, доверенные бумаге, надежнее сохранить
  2. Калькулятор — у всех есть в телефонах. Чтобы не сбиться в расчетах стоимости поездки.
  3. Расчет расхода топлива.  Полезно знать, сколько денег уходит на бензин.
  4. Гугл-карты. Тратить время отпуска на поиски дороги -дело неблагородное, лучше потратить его на поиски приключений.
  5. Отельные агрегаторы: здесь можно заранее забронировать жилье по вкусу и по карману.
  6. https://www.couchsurfing.com/ Интересное приложение, где люди приглашают бесплатно пожить к себе.

А это сайт Избербашского коньячного завода, где сразу можно прикинуть, сколько денег подготовить на вино. В 2018 году они запустили первую винную ленту. Мы попробовали шампанское и остались довольны.

Из путешествия важно привезти две вещи: приятные воспоминания и красивые фотокарточки.

Про коньяк:

Если сравнивать дагестанский и армянский коньяк, то дагестанский заметно уступает своему «старшему товарищу». Если описывать дагестанский коньяк эпитетами, я бы сказала: резкий и дерзкий. Кажется, он впитал в себя всю смелость народа.

Как подготовить автомобиль к путешествию?

Дагестан был первой точкой на нашем маршруте, а отправная — Нижний Новгород. За 17 дней нам предстояло проехать около 10 000 км. Перед путешествием важно было убедиться, что машина работает как часы. Проверку личного транспорта мы условно разделили на три пункта:

1. Диагностика автомобиля — мотор, движок, капот, шины — все должно быть в полном порядке. Вы хотите неприятностей на дороге? Мы — нет!
  2. Проверка документов. Права, паспорт, документ на собственность лежат кармашке под зеркальцем, ну, или любом удобном для вас месте. Главное, чтобы в салоне автомобиля.
  3. Аптечка. Нам за время нашего автотура аптечка не понадобилась, но, как говорится, береженого Бог бережет.

У нас было два автомобиля и три водителя. Иногда они уставали, иногда переживали. Однако в целом остались дорогой довольны, особенно ездой по серпантинам. А как они покоряли горы Гуниба, совершив въезд на 90 градусов — этого уже никогда не забыть!

Все прелести автопутешествия

Здравствуй, Дагестан!

Максимум положительных эмоций сразу на въезде в республику. Мы намотали почти 2000 километров, прилично устали и остановились где-то на пути к Избербашу, чтобы выпить по кофе. К своему сожалению, обнаружили, что в наших термосах закончился кипяток.

Утро, голод, самое начало тура — денег на придорожные кафе еще жалко. А кофе хочется. Решили вести себя нескромно: пришли в кафе со своим завтраком и заказали лишь кофе и чай. В российских заведениях нас бы погнали палками, но дагестанские женщины не только не прогнали, но еще и комплект посуды для девятерых человек принесли, чтобы мы свои закуски разложили красиво, а не ели из пакетиков. Мы долго удивлялись такой щедрости.

Но в долгу не остались: хоть маленький, а сувенир оставили — магнит с центра Поволжья. Мы провели в Дагестане три дня в четырех населенных пунктах: Избербаш, Гуниб, проездом охватили Кубачи и Дербент.

Избербаш и Тамбовский волк

Первый населенный пункт, в котором мы остановились, Избербаш. Известен как город нефтяников, но мы ни одного не увидели. В настоящее время вовсю развивается как санаторно-курортный район на берегу Каспийского моря. И действительно, местные горячие источники чудо как хороши. Здесь же грязевые ванны попробовали.

На море не мусорить. Мусорить — плохо везде!

Здесь же гора Пушкин-тау. Мол, склон ее напоминает профиль Пушкина. Но мы не видели. У нас с этим городом связана другая история.

В прошлом году, когда некоторые из нашей группы провели в Дагестане 10 дней, они изведывали Дербент и Избербаш. И вот, группа туристов, прогуливаясь в один из дней по Избербашу в поисках чего-нибудь интересного, нашли «тамбовского волка» в кавказской России, который, вопреки русской поговорке, оказался самым настоящим товарищем. Это был Магомет — мужчина средних лет, у которого свой гостиничный комплекс под названием «Тамбовский волк». Он пригласил пожить у себя. Бесплатно! Это все опять про широкую кавказскую душу.

В это путешествие мы снова приехали к нему. Дома Магомета не оказалось, но был его сын. Он созвонился с отцом и предложил пожить бесплатно. Но второй раз воспользоваться таким щедрым предложением наша группа постеснялась и все-таки заплатила «волку» какую-то не очень большую сумму.

Обитель волка

День первый — мы кидаем по углам вещи и спешим на море. Передав поклон морю и так и не искупавшись, потому что холодно, мы идем на источники. Там тепло.

Справка: Избербашские горячие источники — это сероводородный источник с целебными свойствами у самого Каспийского моря. Местные жители сделали вокруг него купальню, которая разделяется на мужскую и женскую зоны. В женской зоне женщины по секрету поделились: ходят сюда каждую субботу, как русские в баню. И старость их поэтому не берет. Что ж, мы немного позавидовали. Наши бани тоже хороши, но от морщин не спасают.

Нам очень понравились источники: никакого пафоса, все по-простому, по-деревенскому, бесплатно! Охранник соседней гостиницы громко зазывает к себе на территорию, как на экскурсию, говоря: «Хотите посмотреть, как цветут свити?»

Фотосессия в одной из местных гостиниц, хозяин которой приглашает к себе на экскурсию. За посещение дома отдыха деньги не берутся!

Конечно, хотим, что за свити — фрукт экзотический?! Оказалось, всего лишь цветы. Свити значит «цветы», произношение хромает. Прогрев косточки, мы пошли назад в «тамбовскую» обитель. Там для нас уже белоснежные простыни расстелили — и снились нам горы и под нами облака белые-белые.

Наутро мы еще раз посетили источники, говорят, они очень полезные: и суставы, и простуду лечат, и вообще организм во всех отношениях закаляют. Сердечникам только с посиделками в горячих ваннах надо быть осторожнее.

Следующий пункт нашего маршрута — Избербашский коньячный завод.

Большая и ухоженная территория произвела на нас самое большое впечатление. И закупились мы тоже по-крупному. А что же там в магазине?

Какой русский не пьет виски?! В нашем случае коньяк!

Мы скупили половину магазина, трижды выстраиваясь в очередь. Пятизвездочный, трехзвездочный, чекушки, а «эти маленькие фирменные стаканчики» и «еще давайте шампанского попробуем» — заверните, мы все берем!

Наша группа выходит из фирменного магазина завода с коробками. Или из мелкой тары ни-ни!

Гуниб или горы Шамиля

Мы поселились на шестом «этаже» горного склона (скоро поймете, о чем я) в шикарном трехэтажном особняке всего за пять тысяч рублей возле исторической достопримечательности — Гунибской крепости. Просто находка для туриста. Запомните адрес: Республика Дагестан, поселок Гуниб, самый верх, красный кирпичный дом. По этим словосочетаниям местные сразу поймут, что вам надо.

Кстати, мы-то дом забронировали, но, на самом деле, его забронировать нельзя. Просто в гостевом доме «Березка», куда на самом деле мы направлялись, перед нашим приездом закончились все места. Ну, приехала группа на неделю, а мы всего на день. Хозяин «Березки» привел нас в другой дом. И мы на него за это не обиделись.

Гуниб — аул в Дагестане, известный шикарными видами на горы, воротами Шамиля, спортивным комплексом и оздоровительным центром под облаками. Село возникло в 1862 году как русское укрепление. Там, высоко в горах еще сохранилась Гунибская крепость — природный оплот, который служил последним пристанищем имама Шамиля.

Справка: Шамиль — предводитель кавказских горцев. Он объединил горцев Западного Дагестана и Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа.
Ворота Шамиля

Гуниб нас впечатлил настолько, что нам не захотелось оттуда уезжать, я все еще мечтаю построить там дом, завести корову и ходить пасти ее высоко в горах с каким-нибудь учебником по филологии. Мне кажется, горы — лучшее место, чтобы учить и постигать, стремиться, как говорится, вверх.

Я бы описала Гуниб, как многоэтажный дом. Нижняя точка — административный центр поселка. Здесь поселковая администрация, куда ее начальник нас пригласил на чай. У нас большая группа туристов, состоявшая за одним исключением из женщин — куда бы ни приехали, мы везде вызывали живой интерес.

Многоэтажка
Совет: если хотите сэкономить, ездите в отпуск большими женскими группами — намного получается дешевле. Не спешите пользоваться этим советом, так как женская группа — это вечный шум, гам и бесконечная смена настроений.

Там же внизу музей, парк Победы, аптечные пункты, магазины и первая смотровая площадка Гуниба, откуда на дальнее расстояние открывается все величие Кавказа: его широта, высота, красота и вся прелесть жизни в горах. Воздух-то какой, воздух! Потом начинается «второй этаж» — дома, домики и домища — в зависимости от средств, которыми располагают местные жители.

Второй этаж — дома, домики и домища — в зависимости от средств, которыми располагают местные

Потом третий, четвертый, пятый, где то же самое: дом, горцы, машины — здесь можно в полной мере разглядеть весь отечественный автопарк прошлых лет. Подъем по «этажам» сопровождается извилистыми серпантинами, но дорога хорошая, гладкая, совсем без ям.

Дорога и следы деятельности коров

В Гунибе случилась наша первая поломка — ничего серьезного. Проехав 2000 км, одна из наших машин просто объявила, что ей необходим перерыв и заглохла на «первом этаже» Гуниба. Мы вышли из машины с озабоченными и расстроенными лицами. Местные стали предлагать свою помощь, причем, как у них принято, разумеется, даром. Поковырялись, посмотрели и решили припарковать автомобиль до утра на первом этаже, а сами поехали выше — часть группы уже на такси.

Пока одна половина группы ждала такси, другая уже поднималась к нашему заранее забронированному дому. Проехав ворота Шамиля, нас ждал крутой поворот, вернее, подъем на 90 градусов.

Справка: Ворота Шамиля — это арка, которую повелел построить Александр 2 в честь предводителя кавказских народов.

Впереди ехали местные и показывали нам пример, как покорять горные вершины на авто. Мы, а водитель у нас была женщина, дружно съежились, завизжали, но все-таки совершили этот совершенно немыслимый подъем уже по горной, а не асфальтовой дороге над пропастью.

Отдышавшись, мы наконец посмотрели по сторонам: перед нами открылась небывалой красоты панорама: горы, остатки разрушенной крепости, уходящей вверх, и наш дом — не дом, а дворец. Красный, трехэтажный, рядом беседки, березки, столики. А вокруг тишина…

Наш особняк в горах всего за 5 тысяч рублей в сутки.

Нашему восторгу не было предела! Сначала мы устроили получасовую фотосессию с горами, потом с домом и березами, потом, пока хозяева не видели, влезли на стоящий рядом внедорожник, потом побежали к беседке — не-ет, одной ночи было явно мало для этого места, но меня никто не послушал.

А, между прочим, дом этот был заслуженного героя России. Он из местных, но давно живет в Москве, а дом отдал своей сестре, чтобы та ухаживала за ним и зарабатывала себе на жизнь, сдавая его в аренду.

С домом нам повезло

Вечером мы открыли на пробу дагестанские вина, сходили на рынок, купили местных продуктов, включая чуду — национальное блюдо Дагестана (большой пирожок из пресного теста с разными начинками). Очень вкусный! Потом мы поднялись по оставшейся от Гунибской крепости стене — она начиналась прямо у нашего дома. Самые смелые вскарабкались на скалу и попросили горного духа исполнить наши желания.

Девочки — чудо разных сортов.

Как ни печально, но утром мы уехали из этого райского места. Там остались подземные водопады, природный парк «Верхний Гуниб» и ученая корова. Хотя нет, мы еще успели сделать 500 фотографий, пока спускались по «этажам» Гуниба. Машина одна ведь ночевала внизу.

Ученая корова — во всяком случае, правила дорожного движения знает

Утром машина благополучно завелась, и мы поехали еще выше в горы, туда, где нет асфальтовой дороги, в Кубачи. Там, на горных вершинах, издревле живут мастера, которые делают настоящие чудеса из серебра!

Кубачи и ночной Дербент

Кубачи — один из крупнейших на Кавказе традиционных центров обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. С раннего Средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия. Кубачи в переводе с тюркского означает «кольчужники».

Дорога к Кубачам — туман, ничего не видно.

Село расположено на расстоянии 1750 метров. Там есть Кубачинский художественный комбинат с музеем традиционного промысла, но мы в него не попали. Ехали в Кубачи под проливным дождем, дорогу размыло, с гор на серпантины стекала грязь — страшно и очень опасно. В общем, добравшись наконец до Кубачей, покрытых полностью таким туманом, что собственной руки не видно, мы зашли в ювелирную лавку.

Там закупились серебром и поехали скорее, пока полностью не стемнело, назад. На заезд в Кубачи мы потратили около 8 часов, хотя, на самом деле, нам было вовсе не по пути. Нам нужно было в Дербент, а затем на границу между Дагестаном и Азербайджаном. А Кубачи — это так, лишний повод потратить деньги.

Кубачинское серебро

Этот браслет я привезла домой

Дербент — второй самый крупный город Дагестана. Первый — Махачкала — столица республики. Кстати, билет на самолет от Москвы до Махачкалы заметно дешевле, чем до Сочи — от 1 500 рублей.

Дербент — красивый город с богатой природой и своеобразными постройками. Но мы смогли оценить только его ночные виды. Так как приехали в Дербент гораздо позднее намеченного времени и все, что смогли оценить — это хорошее освещение в городе и очень узкие улицы.

Ночной Дербент

Мы поужинали в ресторане, где нам не продали алкоголь, потому что Рамадан (месяц строгого поста у мусульман). На этом наше путешествие по Дагестану закончилось. Мы ехали в Азербайджан. Но мы не прощались с русским Кавказом и обязательно вернемся в Дагестан снова, чтобы побывать там, где еще не были, чтобы снова на себе испытать это почтительное отношение горных народов к путникам, идущее испокон веков.

Можно оценить особенности ресторанного интерьера Кавказа

5 мест Дагестана, где мы хотим побывать в следующий раз

1. Махачкала. Никто из нашей группы еще не был в столице Дагестана, а хотим.
  2. Джума-мечеть в Дербенте. Если кого-то интересует история ислама в России, то самая древняя мечеть в Российской Федерации — Джума-мечеть в Дербенте.
  3. Бархан Сарыкум. Бархан — это песчаный большой холм в степях или пустынях. Высота Сарыкума более 250 метров, форма вершин постоянно меняется в зависимости от того, куда дует ветер. Большая песочница.
  4. Карадахская теснина, или «Ворота чудес» — уникальный памятник природы. Всего 5 метров в ширину и 150 метров в высоту, говорят, когда проходишь по ущелью, ощущение, что тебя задавит между скалами. Восхищает и ужасает одновременно.
  5. Гора Шалбуздаг — религиозная достопримечательность Дагестана. Там есть место для загадывания желаний, которые у чистых душей людей обязательно сбываются, и Грехометр — узкий проход между скалами, который, по поверью, зажимает грешников.
Мы еще вернемся в Дагестан

Вывод о поездке

1. Значительно дешевле, чем курорты России, которые давно прославились своими непомерно высокими ценами.
  2. Каспийское море считается чище и полезнее, чем Черное. Плюс вода «держит» лучше, для тех, кто думает, куда поехать с детьми, которые не умеют плавать. Идеальное место, чтобы научиться.
  3. Люди: Кавказ славится гостеприимством и своими древними традициями, которые, несмотря на смену веков и поколений, здесь продолжают помнить и чтить. К примеру, путника здесь никогда не оставят в беде и не будут думать, как на нем озолотиться.
  4. Горный воздух. Дагестан — это горы впереди, горы позади , слева и справа. Чистейший воздух, богатая природа и не перенаселенный край. Идеальное место, чтобы укрепить свое здоровье.
  5. Достопримечательности: много природных памятников, древних преданий, мест силы. Кто вслед за нами за переоценкой ценностей? Айда!
Каспийское море, до новых встреч!
Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

One Comment

1. Этим летом едем в Дагестан. Хотим базу устроить в Гунибе.
    Можете дать какую-нибудь связь с «красным домом» для проживания там дней 10?