На автомобиле из России в Абхазию: фотоотчет и отзыв
Поездка в Абхазию на автомобиле — это увлекательное, но довольно утомительное путешествие. Летом 2018 года семья Александра в составе мужа, жены и двоих детей совершила путешествие из Смоленска через Москву и Адлер в Абхазию и обратно на автомобиле Renault Sandero Stepway.
Выбор в пользу путешествия на семейном автомобиле был сделан по следующим причинам:
- самый экономный способ добраться семье до места отдыха;
- возможность посмотреть Абхазию получше, побывать в любом интересующем месте;
- возможность пожить в разных местах на побережье Черного моря, отсутствие привязки к одному месту отдыха;
- быть мобильнее на месте отдыха при решении продуктовых, бытовых, медицинских и иных вопросов;
- автомобиль новый (2017 года), потому риск поломок в дороге минимальный;
- хорошая, скоростная дорога на большей части пути;
- возможность путешествовать, а не просто побывать на море и полежать на пляже.
Содержание
Подготовка автомобиля
Хорошие впечатления от путешествия на автомобиле зависят от его исправности. Поэтому готовить машину к дальней поездке нужно заранее. Как только вы решили совершить дальнюю поездку, проведите диагностику своего автомобиля и при необходимости спланируйте его ремонт до поездки, чтобы стоимость ремонта не оказалась неожиданно велика. Все неисправности, ремонт которых вы откладывали на потом, надо устранить, чтобы он не потребовался где-то вдали от населенных пунктов, да еще ночью.
Необходимо проверить:
- состояние тормозной системы – износ колодок и отсутствие подклинивания суппортов — это особенно актуально при движении по горным дорогам;
- состояние ремней ГРМ, генератора, помпы;
- уровень технических жидкостей и отсутствие течей: масло в двигателе и коробке передач, тормозной жидкости, антифриза, жидкости очистки стекол;
- состояние резиновых изделий: патрубков, прокладок, сайлентблоков, резинок крепления глушителя;
- замена фильтров при необходимости: топливного, масляного, воздушного, фильтра салона;
- отсутствие трещин на лобовом стекле;
- исправность кондиционера, без него поездка летом превратиться в серьезное испытание;
- исправность осветительных приборов;
- состояние резины на колесах – допустимый износ протектора и отсутствие «грыж». Непосредственно перед выездом померить давление в шинах и привести к норме при необходимости.
В автомобиле должны быть запасные части и инструменты:
- запасное колесо;
- инструмент для самостоятельной замены колеса – домкрат, баллонный ключ;
- набор ключей и отверток, молоток, плоскогубцы для проведения мелкого ремонта;
- пластиковые хомуты;
- термостойкий скотч (в случае порывов шлангов и бензопровода, пробития глушителя);
- «холодная сварка» для устранения течей;
- трос;
- фонарик.
Желательно иметь с собой:
- видеорегистратор;
- запасные ремни и свечи;
- предохранители и лампочки разных номиналов;
- лопата;
- провода для «прикуривания»;
- канистра с бензином (дизтопливом);
- техническая вода;
- средство удаления насекомых с лобового стекла;
- рабочие перчатки;
- дождевик;
- жилет со светоотражающими элементами.
Сам я запасные ремни, лампочки, свечи, канистру с топливом и жилет не брал, т.к. на моем маршруте много заправок, где все это можно приобрести (а жилет просто забыл купить). Кроме того, от канистры возможен неприятный запах и вещи в багажнике могут провонять. Хотя в дороге, где мало заправок – без нее никуда.
Для водителя и пассажиров надо подготовить:
- Навигатор и электронные карты. У меня нет навигатора, но его прекрасно заменил смартфон с установленным приложением Яндекс.Навигатор. Желательно, чтобы навигатор был постоянно в мобильной сети Интернет для отслеживания пробок, радаров и скоростного режима (в Яндекс.Навигаторе это все работает).
- Возможность зарядки в дороге гаджетов всех членов семьи.
- Аптечка (для себя и семьи, а не для ГИБДД).
- Влажные салфетки и бумажные полотенца.
- Вода для питья и мытья рук и фруктов.
- Непортящиеся сухие продукты.
- Подушки под шею.
- Тонкие пледы.
Подготовка маршрута
Прежде чем куда-то отправиться, желательно собрать побольше информации о том месте, куда едете, и о дороге.
Читая форумы и отзывы о различных маршрутах передвижения на машине к побережью Черного моря и Абхазии, я выбрал для себя оптимальный по качеству дороги, безопасности, минимальному количеству времени, проведенному в пробках.
Из Смоленска до Сухуми был проложен маршрут длиной около 2160 км:
Смоленск – МКАД (Москва) – Воронеж – Ростов-на-Дону – Джубга – Сочи – Сухум.
Из Смоленска до трассы М4 «Дон» можно было доехать и по более короткому пути через Рославль – Брянск – Орел или через Вязьму – Калугу – Тулу, но качество дорог явно уступает качеству покрытия трассы М1. Кроме того, на трассе М1 до Москвы две полосы в одну сторону, что существенно ускоряет и упрощает движение, тем более в дождливую погоду (в начале июля 2018 г. шли сильные дожди).
На пути следования было выявлено два сложных участка дороги:
- В районе поселка Лосево Воронежской области, где постоянно летом скапливаются многокилометровые очереди машин. Дело в том, что практически вся дорога от Москвы до Краснодара сейчас скоростная, имеет две полосы движения в каждую сторону. Но участок дороги около 15 км имеет всего по одной полосе в одну сторону. Летом здесь, как в горловине бутылки, скапливаются автопотоки с севера на юг (в основном первая половина лета) и с юга на север (больше в августе). Новый участок дороги в объезд поселка Лосево Автодор планирует завершить к концу 2020 г.
- Почти 200 км горной дороги с серпантинами на побережье Черного моря от Джубги до Сочи.
Почитав отзывы, я понял, что Лосево лучше проезжать после полуночи и до 7 утра, а перед горной дорогой лучше отдохнуть. Поэтому я решил сделать по пути две остановки на ночь, как раз перед сложными участками.
Первую ночевку я решил сделать сразу за Воронежем в с. Новая Усмань, не доезжая примерно 120 км пос. Лосево. Там я забронировал квартиру-студию через сайт Booking.com («Студия на Полевой 36а») за 2200 руб. в сутки.
Через тот же сайт забронировал номер в отеле «Армавир Радужный» за 2500 руб. в сутки в пос. Пляхо на Черном море, сразу за Джубгой. Хотели вечером второго дня путешествия искупаться в море, поэтому искал жилье у моря.
Сложность поиска бюджетного жилья была в том, что нас четверо, а большинство номеров в гостиницах 2-х или 3-местные. Поэтому обратил внимание на частное жилье.
При поездке обратно использовал уже сайт avito.ru для бронирования квартиры в Павловске (перед проездом Лосево с юга). Сервис поможет найти квартиры на сутки дешевле. Использовал аvito и при поиске жилья при возвращении из Абхазии, останавливались пожить в Адлере и Агое.
Для пересечения границы с Абхазией нужны следующие документы:
на автомобиль:
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- водительские права;
- страховку на автомобиль;
- генеральная доверенность на автомобиль (если вы не собственник);
для граждан РФ:
- паспорт;
- для ребенка – паспорт или свидетельство о рождении.
Смоленск — Москва — Адлер
Итак, в среду 4 июля в 6 утра мы выехали из Смоленска. По дороге отслеживали пробки в пригороде Москвы, чтобы успеть их объехать. Дорога хорошая, но часто надо сбрасывать скорость – много населенных пунктов и радаров (навигатор Яндекс предупреждал о них отлично). До Москвы делали одну остановку на заправке для посещения туалета.
Перед Москвой навигатор показал затор на МКАД и провел нас через трассу М3. В небольшую пробку мы все же попали, но «проползли» в ней не более 30 минут. Выехали на М3 около часа дня. Примерно в 20 км от МКАД, перед началом платного участка дороги, мы сделали остановку на стоянке возле трассы. Там были столики на улице, где мы пообедали тем, что взяли с собой. Там же рядом стояло кафе, где можно было помыть руки и сходить в туалет.
Дальше начинались платные участки трассы М4. Оплачивал наличными. Платишь как на любой стоянке с кассиром — в окошко, если надо, дадут сдачу. Можно карточкой, но процесс чуть затягивается. Поэтому советую для скорости платить наличными. Терминалов на оплату много, очередей практически нигде нет, максимум 3-5 машин к одному терминалу. И еще один совет — выбирайте для оплаты терминал как можно правее, обычно там всегда свободно. Водители просто не замечают вовремя эти возможности или не ожидают такого количества работающих терминалов.
Кроме того, среди этих терминалов есть несколько, через которые можно проехать только по транспондеру — такое радиоустройство, имея которое в автомобиле, можно проезжать терминалы не останавливаясь. Такие терминалы подписаны как «Т-pass», если нет транспондера, то туда не заезжайте, никто не откроет шлагбаум. Он открывается автоматически, когда обнаруживает сигнал транспондера.
При проезде со счета водителя списывается сумма проезда. Стоимость проезда по транспондеру несколько ниже, чем без него. Но окупится покупка транспондера только при частом пользовании платными дорогами. На одну поездку по трассе «Дон» в обе стороны мне было невыгодно приобретать транспондер. Со способами приобретения и стоимостью транспондера вы можете ознакомиться на сайте компании Автодор avtodor-tr.ru.
В общем, мы проехали около 500 км без особых приключений за пять часов. Дальше съехали с платной дороги к месту ночлега. С хозяйкой квартиры поддерживали связь по телефону. Места для парковки были во дворе. Заселились быстро, квартира довольно аккуратная. Рядом есть магазин, купили продукты к ужину и на завтрак. Жена быстро приготовила ужин. Все обмылись под душем. Выспались хорошо.
В шесть утра следующего дня мы уже выехали из Н. Усмани. Въехали на очередной участок платной дороги и проехали 89 км и два платных участка за 45 минут. В 7.10 мы проехали п. Лосево, пробок не было.
Оставшиеся 4 платных участка дороги проехали между Ростовом-на-Дону и Краснодаром. В Воронежской и Ростовской областях запомнились затяжные спуски и подъемы. Как и в первый день, дорога ничем особенным не запомнилась, поездка доставляет удовольствие комфортной ездой по трассе. Ростов-на-Дону объехали без задержек. В Краснодаре шли дорожные работы, но движение организовано грамотно, нигде не стояли.
Ближе к 18 часам мы проезжали Джубгу. Первый перевал впечатлил нас равнинных жителей, уши немного заложило, хотя и не высоко поднялись. Вот узкая дорога в Джубге удивила. Поток машин переползает по извилистой узкой дороге через курортный городок с большим количеством пешеходов и пешеходных переходов. Благо поселок небольшой.
Дальше поехали опять веселее. Быстро добрались до Пляхо, навигатор довел до отеле «Армавир Радужный». Заселились в комфортный 4-местный номер. Собрались быстро на пляж. Хотели искупаться, но ожидания не оправдались – вода в море оказалась неожиданно холодной. Поужинали в столовой по дороге обратно с пляжа. Цены не очень кусачие. На завтрак следующего дня купили продукты в магазине.
Третий день дороги был кульминацией в испытании на терпение и внимательность. Выехали примерно в 7.30 утра. Поначалу все кругом радовало: солнце, вид на море, южная растительность.
От Ольгинки дорога становится очень извилистая, появляются крутые повороты на 180 градусов с одновременными спусками и подъемами. Скорость движения резко снижается. До Сочи дорога проходит через населенные пункты, в которых часты заторы. Особенно запомнилась сплошная пробка через Туапсе. Но и вне населенных пунктов скорость особо не увеличивалась.
Между Лоо и Дагомысом была авария, образовалась многокилометровая пробка. Тащились то вверх, то вниз по серпантину черепашьим шагом. Коробка передач работала не переставая. Тормоза и нервы нужны безотказные. До Сочи менее 200 км мы ехали более 7 часов.
Перед Сочи начинается удобная объездная дорога, проходящая по тоннелям в горах.
Эта часть пути самая комфортная, после серпантинового напряга. Далее через объездную Адлера к границе с Абхазией.
Перед границей решили заправиться и перекусить. Заехали на заправку Роснефть на Олимпийском проспекте. Полюбовались на отстроенный к Олимпиаде Адлер, решили после Абхазии сюда вернуться на пару дней (кто думает, стоит ли заезжать — обзор строений Олимпийского парка).
На границу с Абхазией попали примерно в 16 часов. На российском переходе пассажиры проходят контроль отдельно, через здание слева от КПП. В машине остается только владелец автомобиля. Встречаются пассажиры и водитель только на выезде из российского пункта пропуска.
Обязательное автомобильное страхование для въезда в Абхазию теперь не нужно, ГАИ Абхазии за отсутствие страховки не штрафует. За въезд в Абхазию ничего платить не надо, сборы не взимаются.
После российского поста надо проследовать через мост к абхазскому посту. Пассажирам и водителю выходить из машины не надо – паспорта предъявляют через окна. Все, мы в Абхазии.
Абхазия
Вас встречают буйная растительность и обветшалые строения. Дорога идет в основном по побережью, покрытие хорошее. Не поддавайтесь искушению прокатиться с ветерком. За «неуважение к законам гостеприимной страны» сотрудники абхазского ГАИ обязательно привлекут вас к ответственности.
Старайтесь соблюдать все правила, хоть иногда это и нелегко – не везде висят знаки ограничения скорости.
Будьте предусмотрительны: местные лихачи могут выезжать на встречную полосу, даже на крутых поворотах ездят с превышением скорости.
Другой особенностью дорог Абхазии являются коровы и их «лепешки». Коровы здесь, как священные животные, – их никто не отгоняет от дорог, стадо может спокойно лежать на дороге или обочине. Объехать «заминированную» ими дорогу редко удается без «подрывов».
Отзывов про некачественное топливо в Абхазии я не читал и не слышал. Однако недоверие было, особенно при наличии таких мест, как продажа бензина на розлив с автоцистерны. Видел своими глазами.
Поэтому заправлялся на въезде и выезде из Абхазии. Между Сухуми и границей с Россией есть 2 заправки Роснефть.
Основные дороги в Абхазии хорошие. Однако в стороне проселочные оставляют желать лучшего.
Из Интернета известны случаи «развода» водителей местными милиционерами. Поэтому, если попали в такую ситуацию, доказывайте свою невиновность до конца. Для этого желательно иметь в машине регистратор. Хотя мне, наверное, повезло: проехав два абхазских поста, меня ни разу не остановили. Да и потом, катаясь по дорогам Абхазии, вопросов у местного ГАИ ко мне не возникало.
Останавливали меня только сотрудники российского ГИБДД: один раз на въезде в Сочи и 2 раза, когда отдыхал в Адлере, по дороге к Олимпийской деревне. Один раз даже пытались «развести» тем, что я якобы употреблял накануне спиртное. Но уверенность в своей правоте и явное отсутствие алкоголя в организме быстро разрешили эту попытку в мою пользу – я во время поездки ни разу не употребил алкоголь.
В дороге туда и обратно дети или спали, или смотрели фильмы и мультики, закачанные предварительно на флеш-карты смартфонов, или играли в игры на тех же смартфонах. Старший сын на большую часть пути взял на себя роль штурмана – следил за дорогой, предупреждал об изменениях скорости и радарах за ранее, искал заправки и места отдыха.
Сколько стоила поездка
Сравнивая цены на поездку на машине и билеты на поезд или самолет, многие считают только бензин, забывая про обязательную еду и ночлег. Я подсчитал все затраты на дорогу в обе стороны:
№ п/п | Расходы | Стоимость, руб. |
1 | Бензин АИ-95 | 7900 |
2 | Проезд по платным участкам дороги трассы М4 | 1170 |
3 | Съем жилья для ночевки (2 ночи) | 4700 |
4 | Еда и питье в дорогу | 1500 |
5 | Заход в магазин в Н. Усмани (ужин+завтрак) | 1300 |
6 | Ужин в Пляхо | 1200 |
7 | Посещение продуктового магазина в Пляхо | 600 |
8 | Обед в кафе на заправке в Адлере | 1500 |
ИТОГО | 19870 |
№ п/п | Расходы | Стоимость, руб. |
1 | Бензин АИ-95 | 7000 |
2 | Проезд по платным участкам дороги трассы М4 | 1250 |
3 | Съем жилья для ночевки (1 ночь) | 2000 |
4 | Еда и питье в дорогу | 1800 |
5 | Заход в магазин в Павловске (ужин+завтрак) | 1400 |
ИТОГО | 13650 |
По платным дорогам ездить — поддерживать плату за воздух
Бредятина несусветная. Лучше ехать с комфортом чем кроить и собирать пробки 🤦♂️