Путешествия и отдых в России

Куда поехать и что посмотреть в России

Татарстан

Достопримечательности Великих Болгар: остатки древней цивилизации на Волге

Великий Болгар расположен на левом берегу Волги в 140 километрах от Казани, вблизи современного города Болгар. Площадь городища — 550 гектаров, а протяженность его укреплений — свыше пяти километров.

Религиозная святыня и историческая родина поволжских татар, известная в мусульманском мире как «Северная Мекка», расположена в трех часах езды от Казани. Именно здесь находится одна из туристических жемчужин Республики Татарстан, Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, который в 2014 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сайт: великий-болгар.рф
Как добраться от Казани: Автобус Казань — Болгар от автовокзала «Южный», Скоростной катер Казань — Болгар от речного порта г.Казани
Еще одна возможность посетить Болгар — присоединиться к экскурсии из Казани (по ссылке несколько вариантов)

Ежегодно в Великом Болгаре проходят торжества, связанные с принятием ислама Волжской Булгарией, во время которых здесь собираются тысячи паломников-мусульман из России и зарубежья. Каждое лето организуется яркий и зрелищный фестиваль средневекового боя — в 2017 году пройдет 12 и 13 августа (сайт фестиваля).

Белая мечеть

Адрес: Назаровых, 67
Телефон/факс: +7 (84347) 3-04-56

Белая мечеть построена на территории заповедника в 2012 году. Образцом для строительства послужили лучшие произведения мировой исламской архитектуры.

Ансамбль Белой мечети украшает молельная площадь, обрамленная изысканной аркадой из 88 восточных колонн; утонченные башни минаретов; главный купол с искусными витражами и белоснежные постройки, предназначенные для духовенства. Внутреннее убранство не менее вдохновляющее: зал молитв окружен высокими колоннами с полумесяцами, а на стенах можно увидеть изящную арабскую вязь — изречения из Корана.

Памятный знак

В 2012 году на территории музея-заповедника появился «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году» — целое здание, в основном зале которого находится священная книга мусульман — самый большой в мире печатный Коран, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса.

Коран отпечатан в Италии на специальной бумаге, весом в 500кг., размеры 2м. на 1,5м в закрытом виде. Обложка – малахитовое полотно, полудрагоценные камни, узорный декор из серебра покрытый золотом, переплет из телячьей кожи.

В цокольном этаже расположена экспозиция «Музея Корана». Здесь представлены экспонаты рассказывающие о истории ислама, о значимых религиозных событиях этого региона. Ярким экспонатом является мозаичное панно, повествующее о дне принятия ислама волжскими болгарами в качестве государственной религии в 922 году и церемонии встречи болгарского хана Альмуша с делегацией багдадского халифа.

Музей болгарской цивилизации

Адрес: Назаровых, 67
Телефон: +7 (84347) 3-04-56, +7 (843) 3-94-14
Режим работы: ПН-ВС – 10:00-19:00

Музей болгарской цивилизации расположен в уникальном здании, которое находится на берегу реки Волги. Уникально оно тем, что встроено в существующий рельеф, и большая его часть находится под землей.

Небольшое с виду, шестиэтажное, с лифтами и эскалаторами оно вмещает в себе также речной вокзал. Он разместился на первом уровне, ресторан же на пятом, а смотровая площадка – на шестом.

Музей подробно рассказывает об истории болгар, начиная с первых упоминаний о племенах, относящихся к III веку до нашей эры. В музее представлены археологические находки, среди которых оружие, предметы ремесел и промыслов, клады, монеты и еще много разнообразных интересных экспонатов.

Рассмотрев макеты памятников архитектуры, можно представить какими они были 700-800 лет назад.

Колодец Габдрахмана

Колодец Габдрахмана — природно-исторический комплекс, связан с историей принятия ислама Волжскими Булгарами. Название колодца связывают с именем одного из последователей пророка Мухаммеда.

По легендам, источник возник от соприкосновения посоха сахиба Габдрахмана с землёй, и целебная вода помогла выздоровлению дочери хана. После этого события хан и его приближенные приняли ислам. И сегодня люди идут к колодцу, считая воду источника целебной.

Восточный мавзолей

Восточный мавзолей — памятник XIV века, расположенный к востоку от Соборной мечети, по своей архитектуре принадлежит к типу мусульманских шатровых усыпальниц с выносным порталом.

Восточный мавзолей, наиболее полно сохранившийся памятник среди остальных зданий булгарской архитектуры. В настоящее время в мавзолее расположена экспозиция музеефицираванного раскопа по истории города Болгар с X по XVIII вв. и «Большой минарет», восстановленный в 2000 году.

Соборная мечеть

Соборная мечеть — памятник архитектуры XIIIв. Соборная мечеть являлась главным зданием в средневековом Болгаре, где совершали намаз, религиозные обряды, произносили азан.

В настоящее время памятник для мусульман-паломников также носит культовый характер. Приезжающие верующие читают намаз на Соборной мечети, особенно в дни празднования очередной годовщины принятия ислама.

Малый минарет и Ханская усыпальница

Архитектурные памятники построены в XII в. по преданию на месте захоронения святых булгар.

Малый минарет – каменный столб высотой 16 метров с винтовой лестницей в 40 ступеней. Сохранился архитектурный декор ниши и входной части. Назван Малым в отличии от Большого Минарета Соборной мечети.

Ханская усыпальница состояла из 4 мавзолеев из которых сохранился лишь один и служил местом захоронения членов ханской семьи.

Музей «Дом лекаря»

В 2012 году на основе археологических находок было решено открыть небольшой музей средневекового врачевания. Письменные источники позволяют представить Болгар и Волжскую Болгарию как один из центров развития науки, в том числе медицины.

Разностороннее изучение медицинских взглядов Абу ибн Закария ар-Рази, Абу Али Ибн Сины, Таджаддина аль Болгари, их вклада в медицину и наследия в целом оказало большое влияния на последующее развитие медицинской науки и практики Волжской Болгарии.

Многие медики Болгара были известны во всем мусульманском мире, особенно в области фармакологии. Их научные труды были широко известны и популярны. Становление и развитие болгарской науки проходило в тесной связи с крупными исламскими культурными центрами, и ее можно рассматривать как составную часть науки обще-мусульманской. Археологические исследования подтверждают это, а также свидетельствуют о наличии развитых ремесел, связанных с наукой и медициной.

Северный мавзолей

Мавзолей-усыпальница, памятник XIV века расположен напротив главного входа Соборной мечети.

Сегодня внутри памятника действует выставка булгарских эпиграфических памятников. Сохранившиеся эпиграфические памятники имеют надпись, состоящую из коранического изречения, имени, родословной и даты смерти погребённого. Стелы являются частью богатого архитектурного наследия булгар.

Музей хлеба

Адрес: Кул Гали, 3
Телефон: +7 (84347) 3-14-14
Сайт: музей-хлеба.рф
Режим работы: ПН-ВС – 09:00-18:00

В Музее хлеба представлены все циклы производства хлеба, от сева и жатвы до помола и выпечки. Здесь можно увидеть дом мельника, ветряную и водяную мельницы, кузницу, различные сельскохозяйственные орудия и приспособления.

Основная экспозиция расположена в главном здании на площади 320 кв.м. и состоит из 3–х залов, где экспонаты представляют роль хлеба в жизни народов края, историю земледелия и циклы работ от пахоты до хлебной торговли.

В доме мельника реконструирован интерьер татарского дома, созданный на основе подлинных фотографий хозяйственных интерьеров тех времен. В реконструкции использовались образцы сохранившихся предметов быта, убранства дома, одежды, орудий труда, относящихся к концу XIX — началу XX веков.

Примечательными объектами комплекса являются действующие водяная и ветряная мельницы. Для того чтобы познакомиться с процессом помола зерна, можно зайти внутрь ветряной мельницы. Здесь же можно узнать и о других типах мельниц, существовавших в Спасском уезде на рубеже XIX–XX веков.

В комплексе работают ресторан «ЧингисХан» и кафе «Дом чая».

Музей истории Успенской церкви

Успенская церковь, построенная в 1732-1734 гг., является памятником культового зодчества, получившего широкое распространение в поволжских селениях XVIII в. Архитектура еѐ относилась к типу хорошо известных церквей с осевым размещением отдельно стоящей колокольни.

Церковь построена на средства казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева в честь посещения Болгарского городища Петром I в 1722 г.

Церковь посвящена Успению Божьей Матери и строилась для созданного в этих местах монастыря, который стал именоваться Успенским. После перевода монастыря в Чебоксары Успенская церковь стала приходской.
Первые реставрационные работы проведены еще в 19 веке.

В советское время здание церкви использовалось под хозяйственные нужды и обветшало. С созданием в 1969г. Болгарского заповедника церковь вошла в состав заповедника, наряду с памятниками болгарской архитектуры 13-14 в.в.

В настоящее время в здании церкви расположена экспозиция Музея истории Успенской церкви, которая рассказывает о истории православия на территории Волжской Болгарии. В экспозиции представлены документальные источники о пяти святых Русской православной церкви.

Ханский дворец

Адрес: Расположе­но на краю верхнего плато городища, в 90-100 м к северо-востоку от Соборной ме­чети, над «Красной палатой».

Кирпично-каменное монументальное сооружение с угловыми башнями пилонами. Является одним из наиболее ранних монументальных построек золотоордынского времени. В плане — прямоугольник (внутренние размеры 24х29 метров).

Исследовалось с перерывами в 1994- 2012 гг., вскрыто более 1000 кв.м. Накопленный раскопками материал позволяет соотнести время на­чала его строительства с серединой XIII столетия. Имеет богатый комплекс находок, 30% нумизматической коллекции представлены монетами 1240-1259 гг.

В рамках музеефикации объекта осуществлен проект по превращению территории памятника в музей под открытым небом, целью которого стало сохранение целост­ности архитектурных остатков здания, демонстрация особенностей раннеордынского монументального строительства, а также образный показ методами художествен­но-графического воспроизведения и объемного моделирования археологических объектов, артефактов, напластований культурного слоя Болгарского городища.

Для выполнения задачи предохранения объекта от осадков и усиления эстетического воздействия над памятником выстроен предохранительный купол, стилистически воспроизводящий особенности легких архитектурных конструкций восточного средневековья.

Черная палата

Хорошо сохранившийся памятник XIV в.. По предположению учёных-исследователей в разные периоды в здании располагалось медресе, ханака или ханское судилище. В архитектуре здания присутствуют сохранившиеся элементы декора интерьера XIV в.

Название здания связано с легендой о ханской дочери, спасшей своих братьев, ценой своей жизни.

Памятный знак сахабам

Памятный знак сахабам возведен возле Малого минарета Болгарского городища, где по преданию находится условное место захоронения одного сахаба.

Восточная палата (Ханская баня)

Памятник XIIIв., одна из ранних каменных построек на городище. Находится недалеко от центра древнего города и в непосредственной близости к Ханскому дворцу.

Белая палата

Памятник XIV в. Баня имела аналогичную Восточной палате подпольную систему отопления, систему водоснабжения и канализации.

Поскольку «Белая палата» разрушилась только в 60-е годы XIX столетия, сохранились её многочисленные описания и рисунки, сделанные во второй половине XVIII – первой половине XIX веков: П.С. Палласом, Э. Эрдманом и Н.Г. Чернецовыми.

Баня №3 и Баня №2

Баня №3 –общественная городская баня Болгара. Построена на второй половине XIV века из кирпича и камня. Из каменных кладок сохранились только отдельные участки южной и западной стен, а так же опоры пола из плит известняка.

Площадь, примыкающая к бане с юго-восточной стороны, была вымощена каменными плитами.
Размер сооружения — 15*12 м. Общий контур постройки состоит из двух прямоугольных в плане и различных по размеру помещений. Центральное помещение включало в себя крестообразный в плане центральный зал и четыре банных комнаты. Северное помещение представляло собой топочную камеру с печью овальной в плане формы размером 1,2*1,8.

Баня №2 – общественная городская баня Болгара, построенная в середине XIV века. Толщина ее стен, сложенных из камня неправильной формы, иногда со следами грубой оттески, не превышает 80 – 90 см.

В плане здание имеет трехчастное деление, характерное для большинства болгарских бань: предбанное, центральное и отопительное помещения. Общие размеры сооружения – 20*11 м. Вход находится в юго-восточной стене предбанника. Дверной проем был облицован блоками хорошо отесанного белого известняка. Слева от входа, в углу помещения расположена отапливаемая лежанка – суфа. Сохранились кладки только южной стены бани, а также двух южных банных комнат.

После проведения археологических работ над баней возведен защитный остекленный павильон.

Малый городок

Малый Городок расположен на южной оконечности Болгарского городища, за его пределами, примыкая к усеченной вершине треугольной его территории. Он предоставляет в своём плане продолговатый прямоугольник, вытянутый с севера на юг и слева суживающийся к югу.

Внутренний обвод комплекса образован рвом (без вала), замкнутым с севера воротами а с юга-каменным трёхкамерным зданием.

В 1981 – 1984 .г. на Малом городище были проведены раскопки институтом «Спецпроектреставрация» (Беляев Л.А) в составе Болгарского отряда Поволжской археологической экспедиции под руководством Т.А Хлебниковой ( ИЯЛИ им.Г. Ибрагимова КФ АН СССР).

Раскопками были вскрыты 3 монументальные сооружение – двухбашенные проездные ворота, здание для омовений и трехкамерное (Южное) здание. Время постройки гордка относится к середине XIV в. В середине северной линии рва Малого городка, находится въезд во внутренний четырёхугольник — двубашенные проездные ворота.

Горны

В XIV в. в Болгаре гончарное производство достигло достаточного уровня развития, сформировались районы его местонахождения – гончарные слободы.

Возник крупный гончарный район на берегу небольшого Галанского или Голландского озера.
Галанское озеро расположено на территории Болгарского городища. Берег озера глинистый, обращает на себя и обилие керамики находимый вокруг озера. Все это позволило археологам предположить наличие здесь гончарного производства.

На берегах озера археологами исследовано 4 гончарных мастерских с одним, двумя, тремя и четырьмя двухъярусными горнами с круглыми и овальными основаниями. Сложенные из сырцовых блоков горны были помещены в специально вырытых котлованах. Район озера представляет собой интересный участок средневекового города с остатками производственной деятельности.

Музей письменности

В музее отражается история письма, употребляемые тюркскими народами с глубокой древности до наших дней. Тюрки–татары в своем историческом развитии употребляли различные письмена (графика), которые соответствовали духу своего времени: руническая графика, уйгурская графика, арабская графика, латиница (яналиф); кириллица.

Выдающиеся деятели тюрко–татарского мира, в их числе государственные деятели тюрков Куль–Тегин и Юсуф Баласагуни, булгаро–казанские поэты Кул Гали, Мухаммадъяр и Кул–Шариф, великий Тукай и знаток ислама Марджани. Они использовали рунический шрифт, писали уйгурским и арабским письмом.
К музею примыкает Аллея поэтов.